«Стоит ли жизнь того труда, который мы в него вкладываем?».
Эссе Альбера Камю— «Миф о Сизифе» произвело на меня странное впечатление. Нельзя сказать, что я его не понял, но осталось много таких моментов, которые я не смог раскрыть для себя. Возможно виноват автор, который намеренно старался ввести читателя в заблуждение. Возможно, был виноват сам читатель, который не пытался понять тот смысл, который до него пытался донести автор. Я решил прочитать произведение еще раз и многое стало на свои места. Все тайное оказалось явным. Свои мысли по-поводу прочитанного я и постараюсь сейчас выразить.
Часть 1 : Жизнь.
«Я чувствовал такое отчаянное одиночество, что хотел было покончить с собой. Удержала меня мысль, что моя смерть не опечалит никого, никого на свете и в смерти я окажусь еще более одиноким, чем в жизни».
Альбер Камю пишет в весьма характерной для писателей –экзистенциалистов стилистике- абстрактно и образно. На первый план в произведении вынесена тема жизни и смерти.
«Стоит ли жизнь того труда, который мы в него вкладываем?», — вопрошает автор.
«Не легче ли сразу умереть?»,-спрашивает обыватель.
И действительно ведь если вдуматься, наша жизнь кажется совершенно бессмысленной, серой и безрадостной. Мы заключены между Небом и Адом, вынуждены снова и снова, день за днем, выполнять одну и ту же работу, одни и те же действия: «подъем, завтрак, четыре часа работы в конторе, перерыв на обед, еще четыре часа на работе…», поздний ужин, обмен репликами с близкими людьми и беспокойный сон. Жизнь предстает скучной , наивной, неинтересной. Хочется зевать, плакать, забыться или…умереть.
« Мы привыкаем жить задолго до того , как привыкаем мыслить».
Разве не потому мы вынуждены придумывать столь многочисленные виртуальные миры: компьютерные игры, интернет, телевидение, радио, телефон и т.д.
«Повседневный человек не любит задерживаться, он в вечной гонке. Но в то же время он ничем, кроме себя самого, не интересуется, в особенности когда речь идет о том, кем бы он мог стать. Отсюда его склонность к театру, к зрелищам, предлагающим на выбор столько судеб. Он может ознакомиться с ними без сострадания и горечи. В этом легко узнать бессознательного человека, торопливо стремящегося к неведомо каким надеждам».
Мы все время как будто спим и видим радужные сны . Простой обыватель вынужден жить в будущем, чтобы не умереть в настоящем.
И « разве абсурдность жизни не требует, чтобы от нее бежали»?
Но рано или поздно, приходит скука. Психологи называют это кризисом, а экзистенциалисты- тревогой приближающейся смерти.
«Скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание. Скука пробуждает его и провоцирует дальнейшее: либо бессознательное возвращение в привычную колею , либо окончательное пробуждение. А за пробуждением рано или поздно идут следствия : либо самоубийство, либо восстановление хода жизни».
Это время, когда человек ненадолго пробуждается ото сна. Когда он осознает всю бренность своего существования. Когда понимает, что все его действия- бессмысленны. Он словно Сизиф, обреченный на то, чтобы вечно толкать неподъемный камень в гору.
В начале приходит мысль о самоубийстве: «покончить с собой, значит признаться , что жизнь кончена, что она сделалась непонятной».
«Тошнота» от присутствия в этом мире захлестывает и больше ничего не хочется, кроме своей смерти.
Весь парадокс здесь заключается в том, что люди, которые пытаются покончить с собой, неосознанно хотят продлить себе жизнь. Или вернее, взять ее под контроль. Да, это так! Пришло осознание смерти, человек понял, что он не бессмертен и рано или поздно превратится в прах. Но! Он не может знать¸ когда это произойдет. Может завтра, а может и через час.
И тогда индивид пытается пойти на крайние меры: он бросает вызов смерти, «сам выступает в роли присяжного, обвиняемого, судьи и палача». Сам назначает дату собственной смерти и приводит приговор в исполнение.
В этом и заключается весь абсурд.
Автор спрашивает : «Разве абсурдность жизни требует того, чтобы от нее бежали- к надежде или к самоубийству»? И сразу же отвечает: «Усилий требует как раз противоположное: сохранять, насколько возможно, ясность мысли, пытаться рассмотреть вблизи образовавшиеся на окраинах мышления причудливые формы. Упорство и проницательность– таковы привилегированные зрители этой абсурдной и бесчеловечной драмы, где репликами обменивается надежда и смерть…».
На протяжении всего произведения Альбер Камю напоминает нам, что мы являемся пленниками своего разума. Своего маленького ограниченного мирка.
Насколько реален мир?
До абсурдного!-, отвечает Камю.
Но как и когда мы сможем познать и ощутить всю полноту жизни? Будем ли мы вовлечены в процесс творения или так и останемся прозябать на обочине жизни?
Никакая наука не сможет нам объяснить как жить так, чтобы быть счастливым: «с помощью науки можно улавливать и перечислять феномены , нисколько не приближаясь тем самым к пониманию мира». «Знаю, что все доказательства ложны, для меня нет счастья , если я о нем не знаю…».
Только когда мы познаем свою смерть, мы начнем жить полно. Без смерти нет жизни. И не потому ли люди, случайным образом выжившие, начинают так сильно ценить жизнь и то время, которое им еще осталось прожить. «То, что будет после смерти, не имеет значения, а сколько ещё долгих дней у того, кто умеет жить!».
Человек абсурда у Камю- это индивид, смирившийся с неумолимым течением времени. «Абсурдный человек появляется, когда с надеждами покончено, когда ум уже не восхищается игрой, а вступает в нее».
В идеале- это Дон Жуан— кутила и бабник. Человек, который не просто прожигает свою жизнь, стремясь забыться и «убить» время, а осознанно идет навстречу удовольствиям. Ценит мгновения, проведенные вместе с женщинами . Для него не важны слова, он не дает клятвы верности. У него заготовлена одна и та же речь для соблазнения дам. Он ясно осознает, что «грош цена» данным речам, что никто по-сути его не слушает, а выполняет давно привычный ритуал.
Кьеркегор, предшественник экзистенциальной философии, сказал, что подлинная немота не в молчании, а в разговоре.
Дон Жуан это ясно понимал и поэтому не утруждал себя излишним сочинительством.
Дон Жуан, являясь вульгарным символом соблазнителя, осознаёт это и потому абсурден.
«Он покидает женщину вовсе не потому, что больше её не желает. Но он желает другую, а это не то же самое».
В этом бесконечном потоке любви он не теряет себя, не растворяется в другом человеке, оставляя силы души на бунт с миром. По мнению автора, герой готов к расплате за свою жизнь, готов понести насмешки и наказания.
Кому-то трудно представить Дон Жуана- этого героического повесу- в старости, мирно доживающего свои дни в монастыре. Смотрящим в окна на выжженную солнцем равнину и читающего молитву.
Звучит абсурдно. Хотя сам Дон Жуан признавал и доказывал своими действиями, что его жизнь не вечна. Он еще в молодости смирился со своей старостью и поэтому, когда она подошла, встретил её со спокойным сердцем.
Камю не даром приводит нам жизнеописание средневекового героя. Ибо он во всей полноте ощущал абсурдность и бессмысленность существования, продолжая при этом жить полной жизнью.
Очень часто мы попадаем в капканы, расставленные нашим собственным разумом. Когда наша привычная реальность рушится, мы ощущаем себя рыбами, которых выбросила на берег несправедливая стихия. «Если вселенная внезапно лишается как иллюзий, так и познаний, человек становится в ней посторонним».
И чем больше мы рассуждаем о том, насколько мы несчастны, тем более «зашоренным» становится наше сознание. И кроме горя и грусти , мы больше не видим ничего вокруг. Тошнота снова окутывает с головы до ног. Не дает вздохнуть. Мир видится серым и безликим, а руки и ноги словно сковало невидимой цепью.
Рано или поздно тошнота уходит и тогда мы снова пускаемся в привычный жизненный водоворот. Но что-то все равно меняется. Тот камень, который нам нужно вечность поднимать в гору, уже не кажется таким тяжелым. Напрягая мускулы, мы снова и снова втаскиваем его на вершину огромной горы. И вот, подняв камень, стряхиваем пот со лба и улыбаемся . Мы выглядим счастливыми, хотя уже и осознаем, что рано или поздно камень снова упадет с горы и нам придется спускаться за ним, а потом опять поднимать. Выбиваясь из сил. И это будет длиться вечно.
Стоит ли жизнь того, чтобы тратить на нее столько сил и труда, осознавая, что рано или поздно все равно умрешь?
Если рассматривать смерть, как избавление от страданий, то однозначно стоит.
Более того, нужно ценить каждый миг, каждое затраченное усилие.
Даже Сизиф, обречённый на вечный бессмысленный труд, находил в нём удовлетворение. Спокойным ровным шагом спускался он с горы, с лёгкой улыбкой на измождённом лице.
С радостью.