Раннее развитие ребенка. Аргументы за и проив

Раннее развитие: «за» и «против»

Для того чтобы обеспечить своим чадам успех в жизни, многие современные родители всерьез озабочены тем, как вырастить из них гениев.

Сегодня на помощь им приходит множество методик раннего развития, и в любом районе крупного города один за другим появляются развивающие садики, студии и центры, использующие одну или несколько современных методик развития детей. Некоторые из них предлагают занятия с детьми уже с трехмесячного возраста.

В современном конкурентном и перенасыщенном информацией мире никто не хочет, чтобы его ребенок плелся среди отстающих, но означает ли это, что начинать «натаскивать» ребенка нужно как можно раньше? И стоит ли спешить записывать младенца на курсы английского языка? Как выяснилось, у раннего развития есть не только сторонники, но и противники. Давайте разберемся с аргументами каждой из сторон.

Аргументы «за»

1. В детстве мозг ребенка развивается огромными темпами, а с возрастом учиться становится сложнее

Приверженцы раннего развития заявляют, что в детстве учиться гораздо проще потому, что детям интересно все. Освоение иностранных языков, игры на музыкальных инструментах, математики, спортивных дисциплин не составляет для детей такого труда как для взрослых. Дети только формируют свой «фундамент», который будут использовать в дальнейшей жизни, а ко времени, когда пора идти в школу (или даже к 3 годам — по мнению Масару Ибуки автора книги «После трех уже поздно») он уже сформирован. Соответственно, если фундамент не был правильно сформирован вовремя, учиться становится гораздо сложнее.
Приведем доводы авторов методик раннего развития:


 

Если вы хотите вырастить из ребенка посредственность, не делайте с ним ничего. Ребенок не просто может учиться в самом раннем возрасте – он очень этого хочет. Мозгу так же естественно думать, как легким – дышать. И задача родителей – предоставить мозгу как можно более интересную пищу для размышлений.

Гленн Доман


Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трёх лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как её использовать. Это всё равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.
Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве.

Масару Ибука

2. Подготовленным детям легче в дальнейшем учиться и добиваться успехов

Многие родители мечтают о том, чтобы их дети учились в самых лучших учебных заведениях, однако они сталкиваются с тем, что для того, чтобы попасть в престижную школу и даже некоторые дошкольные заведения, их детям нужно пройти ряд тестов и собеседований. Соответственно, у детей, которые занимались по методикам раннего развития имеется большое преимущество перед их менее подготовленными сверстниками. Справедливости ради, надо отметить, что многие авторы методик раннего развития подчеркивают, что поступление в престижные учебные заведения не является самоцелью, а лишь вполне вероятным следствием раскрытия потенциала ребенка.

3. Современный мир стал другим

Новый мир требует другого, более концентрированного подхода к воспитанию детей. Мы живем в цифровую эпоху, когда технологии меняют наш мир до неузнаваемости. Для того, чтобы стать востребованным в таком мире, выдержать его нагрузки и не потеряться в потоках информации, детям требуется серьезная подготовка уже «с пеленок».

4. С развивающими методиками детство становится насыщенным, интересным и разнообразным

Авторы развивающих методик подчеркивают, что они не ставят целью воспитание гениев, а ориентированы, прежде всего, на максимально возможное раскрытие потенциала ребенка. Ему дается такое образование, которое развивает ум и тело, делает ребенка сообразительным и добрым. Детей окружают интересными предметами (согласно проведенным экспериментам комнаты, лишенные стимуляторов тормозят развитие детей), с ними много играют в развивающие игры, поощряют физическую активность, дают слушать хорошую музыку.

Аргументы «против»

1. Раннее развитие препятствует развитию эмоциональной связи между матерью и ребенком, что негативно сказывается на психологическом здоровье ребенка

Противники раннего развития обращают внимание на то, что природой заложено так, чтобы маленький ребенок был полностью зависим от матери и постоянно находился рядом с ней. Ему нужно пройти этап полной зависимости для того, чтобы естественно перейти к началу этапа независимости. Раннее развитие лишает ребенка нормального детства, нарушает естественный рост и процесс адаптации к окружающей среде, что, как следствие, в дальнейшем приводит к появлению проблем с физическим и психическим здоровьем.

2. Раньше дети прекрасно росли и развивались без специальных методик

Противники применения методик раннего развития напоминают, что маленькому ребенку интересно все в этом мире — трава, деревья, лица людей, животные, машины, любые предметы; и вовсе нет необходимости в дополнительной искусственной стимуляции его развития, достаточно лишь поощрять ребенка изучать окружающий мир.

3. Некоторые методики приучают детей к пассивному восприятию информации

Как следствие — угасание самостоятельного интереса у ребенка, привыкшего к тому, что ему все объясняют и показывают. Таким образом, применение этих методик препятствует естественному процессу познания мира.

4. Если ребенок будет обгонять в развитии своих сверстников, то это не означает, что ему придется легче

Это доказывают зачастую не самые счастливые истории жизни многих вундеркиндов. По мнению критиков раннего развития, ребенок, обгоняющий сверстников в развитии, столкнется с отчуждением в связи с отсутствием общих интересов у его окружения. Также вполне возможно, что ребенок, который в первое время обгоняет своих сверстников, привыкнет к своему привилегированному положению и перестанет учиться, что приведет к дальнейшей неуспеваемости и психологическим проблемам.

5. Родители за счет успехов детей тешат свое самолюбие

Родители могут использовать раннее развитие своих детей для решения своих психологических проблем, коллекционируя успехи ребенка ради внимания посторонних. Преследуя свои собственные цели, родители не замечают реальных потребностей ребенка. Также концентрация на успехах усиливает тревожность и родителей и детей, что мешает нормальному развитию, заставляя ребенка сомневаться в том, что любовь родителей к нему не зависит от его успешности.

Подводим итог

В методиках раннего развития детей имеется множество здравых рекомендаций, которые можно взять на вооружение для того, чтобы раскрыть потенциал ребенка и заложить основы, которые в дальнейшем будут направлять его в жизни и, возможно, помогут обрести настоящее призвание. Большинство детей сейчас растут в больших городах в замкнутых пространствах квартир и не могут изучать естественный мир так, как наши предки. В первую очередь для них использование таких методик принесет ощутимые плоды. Несмотря на то, что, по нашему мнению, основные аргументы оппонентов раннего развития направлены не на сами методики, а на их неправильное использование (концентрация не на развитии ребенка, а на его достижениях, желание родителей вырастить вундеркиндов), стоит принять во внимание и аргументы против. Важно не забывать, что первичная потребность ребенка — безусловная любовь родителей, и развивающий садик не сможет заменить внимание мамы и не даст ощущение тепла и безопасности, которые необходимы каждому ребенку для полноценного роста. Развитие интеллектуальных и физических способностей без удовлетворения первичной потребности ребенка в эмоциональной связи с родителями чревато стрессами и психологическими проблемами в будущем.
Растите детей не только успешными, но и счастливыми!

О том, как правильно воспитывать и растить малышей вы узнаете в нашей статье

Aboutkost19

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>